Перейти к содержимому


monk

Регистрация: 03 Дек 2014
Offline Активность: Скрыто
*****

#689 Особножительство

Написано monk на 15 Июль 2015 - 13:30

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О трех родах монахов в Египте

 

Итак, сперва вы должны знать, как или откуда произошли чин и начало нашего звания монашеского. Ибо тогда всякий сможет достигнуть познания желаемого искусства и усерднее возбуждаться к упражнению в нем, когда узнает достоинство изобретателей и основателей его. В Египте три рода монахов, из которых два отличные, а третий холодный, его всячески следует избегать. Первый род составляют киновитяне, которые, живя в обществе, управляются одним старцем; таких монахов величайшее число находится по всему Египту. Второй род — анахореты (отшельники), которые, будучи прежде наставлены в киновии и уже усовершенствовавшись в деятельной жизни, избрали уединенные места в пустыне. В таком роде жизни и мы желаем быть участниками. А третий, достойный порицания, род составляют сарабаиты. Каждый род по порядку полнее рассмотрим. Итак, вы сначала должны узнать основателей этих трех родов жизни. Ибо от этого может произойти отвращение к тому роду жизни, коего нужно избегать, и желание того, коему нужно следовать; потому что каждый из этих путей обязательно приводит своего последователя к той цели, какой достиг виновник и изобретатель его.

 

О начале и жизни сарабаитов

 

Когда христианская церковь имела эти два рода монахов и когда это звание мало-помалу стало приходить в худшее состояние, возник тот самый худший и неверный род монахов, или скорее выросло то ожившее вредное насаждение, которое, в начале церкви происходя от Анании и Сапфиры, было посечено строгостью апостола Петра, и которое между монахами столь долго считалось гнусным и отвратительным, ни у кого не было в употреблении, пока продолжался запечатленный в памяти верных страх того строгого суда, по которому блаженный апостол указанных виновников нового злодеяния не стал исцелять покаянием и удовлетворением, но поразил гибельное произрастание скорой смертью. Но когда этот пример строгого наказания Анании и Сапфиры мало-помалу, по долгой беспечности и по древности времени, вышел у некоторых из мыслей, то появился этот род сарабаитов. Происходя из числа тех, которые желали лучше принять личину евангельского совершенства, нежели истинно приобрести его, они отделялись от сожительства в киновиях и заботились всяк отдельно о своих нуждах, и потому на египетском языке названы сарабаитами ( Romoboth, или Remoboth renuitae, т. е. отвергающие иго подчиненности игумену и правила монашеского общежития, живущие по своей воле, на своем иждивении). Возбуждаемые соревнованием или похвалами тех, которые нестяжательность Христову предпочли всем богатствам мира, они, будучи вынуждены необходимостью вступить в это звание и думая считаться монахами только по имени, без всякого усердия к подвигам, никак не принимают благочиния киновийского, не подчиняются воле старцев, не принимают их наставлений, не учатся отсекать свою волю, от правильной учености не принимают никакого правила здравой рассудительности, но отвергая мир только напоказ, по человекоугодию, остаются в своих жилищах, связанные теми же занятиями, или, строя себе особые кельи и называя их монастырями, живут самочинно, по своей воле, никак не подчиняясь евангельским заповедям, чтобы не предаваться никаким заботам о ежедневном пропитании, никаким развлечениям домашними делами. Это исполняют только те, которые, отказавшись от всякого имущества мирского, так подчинились настоятелям, что не считают себя господами самим себе; а сарабаиты, которые, уклоняясь от строгости киновийской, живут по двое и по трое в кельях, не довольствуясь попечением аввы и не подчиняясь его власти, но заботясь особенно о том, чтобы, освободившись от ига подчиненности старцам, иметь вольность исполнять свою волю, выходить куда бы ни вздумалось и делать что угодно, — днем и ночью изнуряют себя поденными работами даже больше, нежели живущие в киновиях, но не с той верою и не с тем намерением. Ибо они это делают не для того, чтобы плод своего труда передать в распоряжение эконома, но чтобы приобрести себе деньги, которые сберегают. Смотрите, какое различие между ними (т. е. киновитянами и сарабаитами). Те, нисколько не думая о завтрашнем, с благодарностью приносят Богу плоды своих трудов; а эти, не только на завтра, но и на многие годы вперед простирая заботы без веры, считают Бога лживым или неимущим, как будто Он обещанного ежедневного пропитания и одежды доставить им не может или не хочет. Те всячески стараются жить в несостоятельности и нищете, а эти — приобрести полное обилие всех благ. Те ревностно стараются в ежедневных работах сделать еще сверх назначенного урока, чтобы из того, что будет превышать потребность монастыря, по распоряжению аввы отдавать в темницы, или странноприимницы, или больницы, или нуждающимся; а эти стараются о том, чтобы то, что превышает ежедневное пропитание, употреблять на роскошные удовольствия или, по крайней мере, сберегать по сребролюбию. Наконец, если положим, что они собранное не с лучшим намерением могли бы употребить лучше, нежели как мы сказали, то и это не равнялось бы с заслугою добродетели и совершенством киновитян. Ибо последние, принося монастырю столько доходов и ежедневно отдавая их, живут в таком смирении и подчинении, что отказываются от власти распоряжаться как собою, так и приобретенным собственными трудами, постоянно возобновляя горячность первого самоотвержения, когда ежедневно лишают себя плодов своих трудов. А сарабаиты, превозносясь тем, что подают кое-что бедным, ежедневно стремятся к погибели. Тех терпение и строгость, по которой они так благочестиво пребывают в принятом однажды звании, что никогда не исполняют своей воли, — ежедневно делают распявшимися этому миру и живыми мучениками; а этих холодность воли живыми низвергает в ад. Итак, эти два рода монахов в этой области соперничают между собою почти равной численностью. Впрочем, мы узнали, что и в других странах, в которых бывали по делу кафолической веры, есть достаточно и этого третьего рода — сарабаитов, и он почти один и есть. Во времена Лукия, бывшего епископом арианской ереси при императоре Валенте, когда мы относили милостыню нашим братьям, сосланным из Египта и Фиваиды за твердость православной веры на рудники в Понт и Армению, очень редко мы видели в некоторых городах заведения киновий, а об анахоретах у них и не слышно было ( Может быть, это говорится о прежнем времени, или в самом деле в тех местах, где проходил авва Пиаммон, не было анахоретов; но во время пребывания св. Василия Великого и Григория Богослова в пустыне анахореты уже были, так как они упоминают о них в своих сочинениях аскетических).



#496 VIII. Богослужебная жизнь в монастыре. Духовное окормление насельников

Написано monk на 26 Май 2015 - 14:55

Но, увы: куда бы я не попадал в разные годы, почти везде одна картина в отношении богослужения. Ведь именно о нём, как о средоточении монашеской общежительной жизни, начался этот разговор.

Вот именно, в ваших сообщениях всегда говорится о каких-то загадочных местах, где одна и та же картина. Предполагаю, что монастыри, в которых вам доводилось попадать можно перечислить по пальцам. А у сторонних читателей может сложиться впечатление, что о. Антоний перебывал во всех монастырях Русской православной церкви и точно знает о чем говорит. В этом и заключается ваша ложь. 

 

Но мне кажется, что целью форума является не обсуждение частных проблем частных обителей, и не решение этих частных проблем, мы находимся в теме обсуждения проекта «Положения о монастырях и монашествующих» «Богослужебная жизнь монастыря..»

Я лишь хотел показать на примере стилей сообщений отца Антония как можно легко заболтать любой важный вопрос. Беда, что таких как о. Антоний достаточно еще много будет появляться на этом портале и очень важно уметь сразу определять их стиль. Они будут постоянно брюзжать, что везде плохо и что будет еще хуже и они то благодаря их огромному опыту жизни в трех монастырях (!) это давно уже поняли. Когда таких как он здесь появится достаточное количество, то, поверьте, не ни один вопрос толком обсудить не получится. Все будет сводиться к их личным обидам.



#493 VIII. Богослужебная жизнь в монастыре. Духовное окормление насельников

Написано monk на 26 Май 2015 - 13:04

Я, в отличие от вас, открыт для всех и не скрываюсь, как вы, под псевдонимом, что свидетельствует о том, что всё вами написанное - простые анонимки. Всё же, что я пишу, исходя из личного опыта, является моей личной твёрдой позицией, которую я и излагаю так, как считаю нужным и полезным,  и мне перед Богом и людьми не стыдно за это. Если вы удосужились внимательно читать мои публикации в личном блоге, там об этом ясно сказано, а в сообщениях с моей личной подписью нет нужды объяснять это кому-либо. Вот ведь какая ещё одна отвратительная и лицемерная тенденция многих публикаций и докладов: ничего не писать и не говорить честно о себе, о своих ошибках и поисках, но сообщать в сотый раз о том, как спасались другие или, что самое мерзкое, даже в советские времена признанное таковым - писать анонимки. 

И здесь вы лукавите. Если бы вы были вполне открыты, то вместо таких вот фраз: "в очередном "общежительном" монастыре второй десяток лет, где ни один свободный от послушаний  иеромонах не появляется, за крайне редким исключением", писали бы конкретное название монастыря и имена тех иеромонахов, которые там не появляются. Даже из этой фразы, которая сама себе противоречит (прочитайте ее внимательно), можно сделать вывод, что вашей задачей является лишь положить тень на все монастыри и всех игуменов с иеромонахами. Никакой пользы никому от этого не будет, и подобные вам "честные и совестливые" люди таким образом лишь пытаются тихо мстить за какие-то свои личные мелкие обидки.

 

Я в отличие от вас пишу под анонимным ником, и при этом хорошо отдаю себе отчет, что не имею права анонимно клеветать на кого-либо, хотя я мог бы под этой маской рассказать много чего интересного. Вы же под видом полуоткрытости поливаете грязью все и вся, не приводя конкретных мест и имен. Такова современная тактика обиженок.



#492 Оставление монастыря и монашества. Святоотеческий взгляд и популярные совреме...

Написано monk на 26 Май 2015 - 12:49

Трудно поверить,но это так,об этом писали и на Портал.Богослов.ру,таких много.

 

Если это действительно так, то каждое такое действие должно со всей серьезностью исследоваться. 



#488 VIII. Богослужебная жизнь в монастыре. Духовное окормление насельников

Написано monk на 26 Май 2015 - 01:29

Странный, потому что не ощущениям верю, а реальному жизненному опыту и не только своему, а и тех, кто прошёл определённую школу жизни в монастырях. 

В таком случае считаю себя в праве указать вам на вашу ошибку, не побоюсь даже назвать ее ложью. Кроме вашего печального опыта и опыта известных вам людей, существуют и другие совершенно противоположные опыты и судьбы. Есть огромное число людей, которые в монастырях обрели и с помощью Божьей реализуют то, что заповедали нас святые преподобные отцы. 

Вы вполне имеете право говорить об определенных погрешностях определенных насельников и даже целых монастырей, но вы совершенно не вправе говорить и лгать на все русское монашество, как вы это делаете в предыдущих ваших сообщениях.

Вы не проживши в монастыре и двадцати лет посчитали, что можете рассуждать о русском монашестве в целом. Вам наверное будет удивительно узнать, что я прожив в монастыре больше вас, также доверяю реальному жизненному опыту и опыту тех, кто так же прошел определенную школу жизни в монастырях. Так вот этот опыт в корне отличается от вашего. Поэтому постарайтесь впредь когда вы говорите, что все кругом плохо, упоминать, что имеете ввиду именно себя и узкий круг знакомых вам лиц. Так по крайней мере будет честно.



#450 Женская монашеская община на территории мужского монастыря

Написано monk на 10 Май 2015 - 10:15

Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе  Гал.3,28

 

Да, но есть страсти и дьявол, который эти страсти с успехом приводит в действие.



#439 Дисфункция в семье — дисфункция в монастыре

Написано monk на 05 Май 2015 - 13:27

От статьи остается какой-то тяжелый осадок. Ощущение такое, что Христу в монастыре уделяется лишь маленький уголок. Полагаю, что со временем статей с подобным секулярным духом будет появляться все больше и больше ((( Спрос на них увеличивается.



#345 Оставление монастыря и монашества. Святоотеческий взгляд и популярные совреме...

Написано monk на 13 Март 2015 - 23:17

Если из монастыря правду изгоняют, то тогда там не уживаются боголюбивые иноки.

 

Боголюбивые иноки, даже если они и покинут монастырь по каким-либо серьезным причинам, все равно останутся при своих монашеских обетах, поступив в другой более благоустроенный монастырь. В статье речь больше идет об оставлении именно самого монашества после бегства из монастыря.



#336 VI. Подготовка к монашеству. Принятие в монастырь. Степени монашества

Написано monk на 12 Март 2015 - 23:25

К слову сказать, у греков есть довольно четкие регламенты в отношении обязательств, которые берет на себя монах при постриге в великую схиму. Если скажем малосхимник должен выполнять келейное правило, состоящее из ста поклонов, то великосхимник должен выполнять триста поклонов. Таким образом великая схима естественно начинает восприниматься как дополнительные покаянные обязательства пред Богом. Один грек в разговоре прямо так и признался, что он не постригается в великую схиму так как не имеет возможности и сил ежедневно выполнять великосхимнический канон. У нас, в русской церкви, как правило никаких прямых дисциплинарных указаний на этот счет нет, поэтому любой старик, недавно пришедший в монастырь, почти всегда с радостью соглашается на принятие великой схимы, как какой-то особой привелегии, при этом продолжая жить так, как и жил раньше.



#334 VI. Подготовка к монашеству. Принятие в монастырь. Степени монашества

Написано monk на 12 Март 2015 - 22:34

О том и речь. В нашем случае, как мне кажется, скрытое ношение схимы - чуть ли не единственный выход из такого плачевного положения.



#312 «Единое на потребу». Значение Божественной литургии в жизни монашеского братства

Написано monk на 02 Март 2015 - 22:14

Это сколько по времени получается с канонами и акафистами? Во сколько тогда кончается литургия?

С полунощницей получается с 5.30 до 8:15 (Отче наш..), примерно. Если сразу после литургии идти на послушание, то тяжеловато получается.



#299 «Единое на потребу». Значение Божественной литургии в жизни монашеского братства

Написано monk на 06 Февраль 2015 - 02:01

Все верно. Но на практике в некоторых современных монастырях "мистическим центром" становится не Литургия, а полунощница. На Литургию, которая идет сразу за полунощницей, не у всех хватает сил  :gs:



#242 VI. Подготовка к монашеству. Принятие в монастырь. Степени монашества

Написано monk на 15 Декабрь 2014 - 18:06

Монахи, непорочно живущие в малой схиме, стяжавшие глубокое смирение, преуспевшие и в иных монашеских добродетелях, в особенности в молитве, могут быть пострижены в великую схиму. Решение об этом принимается епархиальным архиереем по представлению игумена и духовного собора.

К сожалению, в нашей церкви на практике большинство постригов в великую схиму принимают не приуспевшие в молитве и стяжавшие глубокое смирение, а просто "по старости". В итоге в монастыре появляется очередной старик "старец", который медленно передвигаясь по территории монастыря в нарядном схимническом облачении, привлекает к себе взоры паломников, старающихся взять у него благословение и получить духовный совет. Такие "старцы" очень быстро свыкаются со своей высокой ролью, и начинают направо и налево раздавать различные благословения, сами по духовному своему возрасту будучи в чине новоночальных.

 

Было бы на мой взгляд очень полезно, чтобы в нашей церкви прижилась традиция скрытого ношения схимы (как у греческих монахов), а не выставление ее, как это практикуется сейчас у нас, на всеобщее обозрение, как какой-то духовный бренд, уже по факту подразумевающий, что его носитель обладает какими-то особыми духовными дарованиями. 



#240 Зачем нужна художественная литература священникам и монахам

Написано monk на 14 Декабрь 2014 - 20:00

Во-первых, современному священнослужителю требуется широкий культурный кругозор – это необходимое условие его проповеди, необходимое условие доверия к нему со стороны его прихожан, со стороны людей образованных. Сегодня сельских пастырей насчитывается единицы, и Православие в современной России – это явно городская религия, в отличие от XIX века. И здесь тон задают именно образованные люди, интеллигенция, те, кто обретают веру уже в сознательном возрасте. Для них очень важен интеллектуальный и культурный багаж христианства.

Должно ли в культурный кругозор современного монаха-священнослужителя наряду со светскими литературными произведениями входить знакомство и с современными произведениями светского кино, которое, надо признать достаточно успешно, в настоящее время формирует образ мыслей современного общества?



#206 Монастырь или миссионерство. Что важнее?

Написано monk на 07 Декабрь 2014 - 23:51

 

Миссионерство без глубокой внутренней жизни существовать не может, оно из этой жизни вытекает самым естественным образом,различаясь в своих проявлениях в разных людях живущих внутренней жизнью в соответствии с талантами данными каждому Господом. 

К сожалению, мне неоднократно приходилось наблюдать претензии на миссионерство не то что без глубокой, а без внутренней жизни вообще. Людьми двигало просто желание проповедовать и наставлять других.

 

 

Миссионеров отвергающих молитву и внутреннюю жизнь я за 14 лет в монастырях не встречал, а вот "сугубых" молитвенников отвергающих миссию или считающих этот вид деятельного служения чем-то третьестепенным - сколько угодно.

В монастырях отвергающих молитву и внутреннюю жизнь встретить гораздо сложнее, чем в миру - в монастырь собственно и идут по большей части для этого. А вопрос о "сугубых" молитвенников неоднозначен. Как ни крути, а надо все же признать, что молитвенное делание всеми святыми отцами признавалось главнейшим, а потому и самым трудным христианским подвигом. Поэтому настоящих молитвенных делателей крайне мало. Но все те, кто по милости Божией сумел в этом подвиге преуспеть, принесли Церкви Христовой неоценимую пользу. Я имею ввиду таких подвижников, как преподобные Серафим Саровский, Оптинский старцы и другие. Та благодать, которая действовала через них привлекала и продолжает привлекать в христианство и в монашество тот приток свежих сил, об оскудении которого вы выражаете оправданное опасение.

 

В моем понимании основной стержень миссионерства в церкви должен базироваться именно на таких примерах духовного делания. Именно в этой позиции я не боюсь называть монастыри миссионерскими центрами, а "сугубых" делателей молитвы - миссионерами, хотя бы в своем потенциале. А о том, насколько монастыри выполняют это свое предназначение, вопрос уже несколько иного порядка, наверное для другой темы.